FION, Джиг-дорожка, или Ловля не по правилам

FION, Джиг-дорожка, или Ловля не по правилам

Джиг-дорожка, либо Ловля не по правилам.

размещено в журнальчике «Рыбалка на Руси» (№1, 2014)

Джиг-дорожка, либо Ловля не по правилам.

В этом материале нет ничего революционного, я просто желаю поведать о собственном взоре на, казалось бы, обыденные и известные аспекты спиннинговой ловли, о которых, может быть, кто-то просто не думал раньше…

Надеюсь, что мои наблюдения заинтригуют рыболовов и принесут им практическую пользу… Все знают, что такое джиг и что такое дорожка. Если упрощенно, 1-ое — это метод ловли, когда снаряженную грузом приманку при помощи неравномерной проводки ведут конкретно у дна либо в толще воды, а 2-ое — это проводка приманки способом буксировки за лодкой без помощи катушки и удилища. Оба метода в определенных критериях очень действенны и, невзирая на то что формально считается, что они различные и несопоставимые, полностью резонно появляется вопрос: а можно ли совмес­тить джиг и дорожку, сокращая время облова и поиска на широких акваториях и не снижая результативность ловли? Давайте для начала разберем, в чем все-таки основная фишка этих методов, а дальше разглядим, как их можно скооперировать. Во‑первых, нужно поделить понятия «дорожка» и «троллинг». Невзирая на то что принцип ловли по собственной сущности аналогичен, это различные методы, на много более того — троллинг запрещен к использованию в почти всех регионах нашей страны. И самостоятельно я стопроцентно согласен с таким законодательным ограничением (ниже объясню на практическом примере, чем может приметно отличаться троллинг от нашей обычной русской весельной дорожки)! То, что описывается в этой статье, вы никогда не можете сделать при ловле с мотором. Дорожка на веслах дает рыболову возможность многообразно манипулировать скоростью и курсом передвижения лодки, что и остается ее основным преимуществом. Ведь даже маленькую моторную лодку (не говоря уже о томном катере) практически нереально провести рывками либо резкими зигзагами в отличие от нежной «надувнушки», которой под силу любые, самые сложные маневры на воде.

Джиг в подавляющем большинстве ситуаций неплох тем, что мы можем облавливать самый непростой донный рельеф в большенном спектре глубин. По другому говоря, на одной проводке мы можем обловить даже крутые бровки и свалы на различных глубинах, проводя приманку над самым дном на всем протяжении проводки. С дорожкой это сделать нереально, потому что принято ловить на другие типы приманок, где в большинстве случаев применяется воблер. А воблер, как понятно, имеет собственный данный горизонт работы и не может, так же отлично как джиг, выслеживать конфигурации глубины и постоянно идти конкретно над дном. Но дорожка (как ранее говорилось выше) имеет собственный большой плюс — возможность облавливать огромные местности за относительно маленький просвет времени. Это неподменный метод в поиске стоянок рыбы, для следующего точечного облова спиннингом. Но даже в поиске дорожка не постоянно эффективна, потому что очень нередко рыба (к примеру, судак) стоит конкретно у дна и может не реагировать на приманку, которая проходит выше. И если на пути следования лодки профиль дна неравномерный, то участки с ложбинками воблер будет проходить поверху, а ведь конкретно в этих складках дна нередко и стоит хищник.

Это не один раз подтверждалось на рыбалках с моим неизменным напарником, который практически постоянно ловит воблерами, а я джигом (что дает возможность повсевременно ассоциировать результативность). На одном из участков реки, где мы нередко ловим судака, много раз он ­ловился только джигом, потому что стоял на деньке узенькой донной борозды, куда воблер загнать было просто нереально. Даже применение моделей с резвым заглублением не позволяло провести их у самого дна в подходящем месте, и все пробы изловить судака конкретно на воблер не давали результата. Но стоило только подать на дно этой борозды джиг, как сходу следовала поклевка (судак стоял очень близко ко дну и игнорировал все, что проходило выше какого-то, определенного им, горизонта). А воблер просто не может в этих критериях погрузиться на требуемую глубину, невзирая на все прилагаемые нами усилия. При ловле дорожкой все обстоит еще ужаснее. Горизонт проводки вообщем среднестатический, и никакого разговора о детализированном облове складок донного рельефа не может быть и речи. Сейчас незначительно теории о джиге. Хоть какой спиннингист произнесет, что база этого вида ловли — ступенчатая проводка, но при всем этом постоянно согласится внести коррективу на то, что и волнообразная, и рядовая равномерная проводка в придонном слое так же хорошо работают. К используемым катушкам каких-либо особенных требований нет, потому что вся ее работа в главном сводится только к вываживанию рыбы. Но если вы нацелены на ловлю трофейных экземпляров, то и мощность катушки должна быть соответственной. И в данном случае лучше будет мультипликатор, благо далеких забросов делать не нужно.

FION, Джиг-дорожка, или Ловля не по правилам

Как раз в таких местах мы как правило и ловим судака. В это время года судак в главном стоит у самого дна и ловить его воблером неэффективно по причинам, обозначенным выше. Безупречный метод ловли в таком случае — джиг. Но если этот участок для вас не знаком либо по каким-то причинам рыбы нету на тех точках, где она, казалось бы, должна стоять, ее нужно находить. Потому четкого соотношения «размер приманки/вес груза» нет и использовать можно (и необходимо!) различные варианты. Если свести все эти ­нюансы вмес­те, можно вывести некоторые общие простые правила. При большей глубине ловли, размере приманки, толщине шнура и требуемой скорости проводки применяем больший вес груза, и напротив, чем наименьшая скорость проводки нужна, чем меньше глубина ловли и меньше размер приманки (ее сопротивление движению в воде), тем паче легкий груз применяем, плюс все это дополнительно варьируем формой груза.Подбор правильного веса огрузки в особенности важен при ловле на маленьких глубинах, когда приходится пользоваться относительно легкий груз и даже маленькое изменение скорости лодки очень приметно сказывается на глубине проводки приманки. Большая пятка виброхвоста интенсивно играет, и ее вибрации вместе с движениями тела уже сами по для себя довольно завлекают хищника даже при равномерной проводке, а огромные размеры приманки дополнительно стимулируют объект нашей ловли на решительную и уверенную поклевку. Подведя результат, можно сказать, что одной из наилучших приманок для джиг-дорожки можно посчитать большой виброхвост, и сейчас наша задачка подобрать верный вес груза, также его форму.

Вес, естественно, подбираем в согласовании с глубиной ловли, также зависимо от размера самой приманки и толщины шнура: чем меньше глубина, тем легче будет нужно груз, и напротив. Но нужно учесть, что вес огрузки необходимо корректировать в согласовании с размером приманки, по другому будет происходить последующее: большой вибро­хвост, который делает огромное сопротивление движению в воде и имеет подобающую подъемную силу, на легком грузе и при маленькой глубине ловли будет просто выносить на поверхность, а вот маленькой твистер с прогонистой и обтекаемой формой востребует уже наименьший вес огрузки даже на значимых глубинах. Не забываем учесть соотношение веса и формы груза. К примеру, джиг-головка типа «сапожок» будет отлично планировать в толще воды и легче подниматься ввысь при увеличении скорости проводки даже при сравнимо большенном весе. Это принципиально осознавать при ловле на очень пересеченном профиле дна. Приманка на легком грузе и с на много более планирующей его формой будет резвее реагировать на изменение скорости проводки, что дозволит легче манипулировать глубиной ее погружения, а означает проще проходить подводные возвышения (даже если это крутой свал). И естественно, нужно учесть толщину плетеного шнура: чем на много больше его реальный поперечник, тем посильнее будет выносить приманку ввысь, а означает, будет нужно наименьшая скорость проводки.

Ещё, нужно учесть, что манипулируя весом огрузки, мы сначала изменяем скорость проводки, а означает, и темп передвижения приманки в толще воды. Поставили на много более тяжкий груз — нужно прирастить скорость проводки, а означает, и сама приманка пошла резвее. Уменьшили вес — снизили темп передвижения. Какая скорость лучше, можно судить только по реакции рыбы — в разных ситуациях она может быть разной. Скорость передвижения приманки — один из главных причин, влияющих на клев, потому необходимо экспериментировать со скоростью передвижения лодки, а означает, и с весом огрузки, потому что с легким грузом приманку нереально провести у дна стремительно (ее будет выносить ввысь!), и напротив, лишне тяжкий груз будет бороздить дно при неспешной скорости проводки. Но при всем этом облавливание большой местности стандартной ­джиговой проводкой, повсевременно перемещаясь и всякий раз поднимая и опуская якорь, отбирает сильно много времени. Можно, естественно, пустить лодку по ветру либо течению и облавливать водоем в дрейфе, но движение лодки при всем этом далековато не постоянно будет совпадать с желаемым нам направлением. Как ускорить поиск и стремительно прочесать местность, облавливая нижние слои воды у самого дна независимо от его профиля? Вот мы и попробуем это сделать при помощи джиг-дорожки. Осенью при ловле на джиг судак и щука очень нередко лучше ловятся на большие силиконовые приманки с активной игрой, другими словами на виброхвосты, и самостоятельно я отдаю предпочтение конкретно им, а для джиг-дорожки — это совершенно точно идеальный вариант.

К примеру, вы ловите щуку вдоль ­тростника, на глубине наименее 2-ух метров, применяя большой виброхост. Если поставить лишне легкий груз, то даже при маленьком превышении требуемой скорости проводки приманку сходу вынесет к поверхности. А если груз поставить очень тяжкий, то при мельчайшем понижении скорости оснастка сходу начнет пахать дно. Это происходит из-за практически горизонтального ­расположения лески при проводке (вектор ее натяжения ориентирован в сторону, а не ввысь, что позволит приманке на много более свободно опускаться на дно), потому самостоятельно я предпочитаю ловить этим методом на глубинах выше 3-х метров. На последней осенней рыбалке прошедшего сезона конкретно применение джиг-дорожки было очень оправданно. Судака не оказалось на ожидаемых свалах в глубину, и впоследствии нескольких перестановок лодки и облова различных точек стало понятно, что он стоит на наибольшей глубине (14–15 метров), в узенькой яме, которая протянулась в длину практически на два километра. Практически впоследствии каждой перестановки в зачете я имел пару поклевок, а дальше приходилось снова передвигаться. В конечном итоге я сообразил, что судак рассредоточен в протяжении всей ямы, а не концентрируется на каких-то точках, потому что их просто нет. Дно практически ровненькое, коряжник ­отсутствует, скопления бели в этом районе тоже не оказалось. Пробы стоять на одном месте и ожидать проходного судака не увенчались фуррором. Необходимо было повсевременно передвигаться. К тому же приметно лучше работали виброхвосты с активной игрой размерами на много более 5 дюймов, другими словами все причины сложились как не рекомендуется лучше для прочесывания местности конкретно джиг-дорожкой. Ровненькое дно с минимумом зацепов, практически однообразная глубина в протяжении всей ямы и главное — рассредоточеность судака. Вот приблизительно с таких критерий и можно начинать практиковаться в ловле джиг-дорожкой.

Сейчас мало о используемых оснастках. Часто встречающийся вариант — шарнирное оснащение «чебурашки» приманкой на офсетном крючке. Если же это стандартная джиг-головка, лучше использовать ­незацепляющийся вариант с проволочной либо другой защитой крючка. Ведь даже на сравнимо чистом деньке непременно найдется если не коряга, то просто мусор, который неприметно вам повиснет на крючке, а вы будете бороздить водоем, недоумевая, почему же так длительно нет поклевок. Можно пользоваться и разнесенные оснастки с поводком, где в качестве огрузки использовать незацепляющийся вариант в форме длинноватого и узкого цилиндрического груза (типа тирольской палочки), с оснащением приманки на нежной джиг-головке, офсетном крючке либо двойнике. В данном случае количество зацепов сокращается на порядок и даже на много больше, но нужно учесть, что грузило будет нужно вести как можно поближе ко дну, чтобы сама приманка не подымалась очень высоко. Потому расстояние меж грузилом и местом крепления поводка лучше делать маленьким. Этот вариант еще неплох тем, что груз, повсевременно задевающий дно, поддергивает леску, а означает, и приманку, что активизирует ее движение.

Техника ловли.

Сделав заброс и натянув леску, устанавливаем удилище и делаем пару стремительных гребков, чтоб джиг мало поднялся над дном. Сейчас нужно подобрать подходящую скорость передвижения лодки. При проводке джиг-дорожкой достаточно трудно определить, где на этот момент располагается приманка, требуются определенная сноровка и достаточный опыт, чтоб не цеплять повсевременно дно, да и не допускать лишнего подъема приманки, а вести ее размеренно над самым дном. Но если вы уже довольно издавна ловите джигом, даже по положению лески приблизительно сможете представить, на какой глубине идет приманка. До передвижения лучше сделать пару забросов на данной глубине и уяснить, под каким углом располагается леска при той дальности заброса, на какую вы собираетесь отпустить приманку от лодки. И здесь нужно учесть, что чем далее от вас располагается джиг, тем на много больше должна быть скорость передвижения. А если вы желаете вести приманку медлительно, то при большой глубине можно пускать джиг близко к лодке, на недлинной леске. Чем на много более вертикально размещается леска, тем наименьшее усилие (скорость) нужно для подъема приманки над дном.

Итак, заброс изготовлен, и вы начали движение. По эхолоту определяем глубину под лодкой и постоянно готовы прибавить скорость передвижения, чтоб поднять уровень проводки, если джиг начнет цепляться за дно либо по курсу ожидается уменьшение глубины. Существует обычный технический прием, как резко сделать подтяжку без внедрения удилища и катушки. Как джиг задел дно, резко подгребаем одним веслом, лодка малость разворачивается, удилище ведет в сторону и леска стремительно натягивается. Дальше, увеличив скорость передвижения, равномерно выравниваем положение лодки и снова идем по подходящему курсу. Тот же прием используем для анимации проводки. Маленькие зигзаги в движении лодки будут усиливать-прослаблять натяжение лески, создавая неравномерное движение приманки. Ну и, естественно, можно поначалу просто табанить веслами, а потом поновой разгонять лодку. Все это на ваше усмотрение. При определенном навыке вы можете достаточно филигранно делать даже некоторое подобие ступенчатой проводки. Ничего сложного в этом нет. А если использовать удачный держатель удилища, который располагается под рукою, можно даже делать маленькие потяжки во время передвижения лодки. Но нужно учесть, что во время таких манипуляций может произойти поклевка, и если это злая атака щуки, внезапный рывок может быть таковой силы, что спиннинг просто выскользнет из рук. И тут нужно вспомнить о затяжке фрикционного тормоза катушки, который, с одной стороны, должен быть довольно расслаблен, для того чтоб стравить леску во время зацепа либо сильной поклевки, но в тоже время довольно затянут, чтоб просечь пасть хищника при подсечке, что особо касается судака.

Для контроля положения приманки в толще воды нужно часто снижать скорость до того момента, когда джиг коснется дна. Это отлично видно по кончику удилища. Как приманка чиркнула по дну, сходу делаем пару усиленных гребков — поднимаем джиг малость выше и возвращаемся к установленной скорости. И тут нужно вспомнить о том, что я писал сначала статьи: такие тонкие манипуляции со скоростью передвижения лодки для вас никогда не сделать при ловле с мотором, другими словами при троллинге. На этом, пожалуй, все. Осталось сказать пару слов об удилище, которое в общем-то ничем не сильно отличается от того, что мы применяем в ловле стандартным джигом. Главное требование предъявляется к кончику спиннинга, который в этом случае остается единственным сигнализатором того, что происходит с приманкой в толще воды. Он должен качест­венно выслеживать хоть какое изменение в движении приманки, потому что при таковой ловле мы не держим удилище в руках и не можем держать под контролем проводку при помощи так именуемых тактильных чувств. А если мы к тому же используем огромные ­активные приманки типа вибро­хвостов, создаваемые ими колебания по интенсивности и амплитуде уже близки к тем, что дают при игре воблеры и, соответственно, завлекают хищника с ­большего расстояния практически независимо от линии движения собственного передвижения (без неотклонимой ступени).К чему все это вступление?Давайте представим, что мы дорожим не воблером, а вибро­хвостом на джиг-головке. Описываю не на теоретическом уровне, а потому что это делаю я: например, необходимо мне осенью отыскать стоянки судака на участке, где основная глубина примерно 15 м, но дно не ровненькое, а с перепадами в границах 3–4 м. В итоге желаю сказать, что дорожка в стандартном ее виде никогда мне не нравилась (не говоря уже о троллинге, который считаю совсем не спортивным методом добычи рыбы). Кислая и неинтересная, хотя, непременно, добычливая, ловля. А вот такая ее разновидность — совершенно другое дело. Джиг-дорожка просит неизменного внимания от ­рыболова, также особых способностей и определенного опыта. К тому же применение различных джиговых оснасток заносит огромное обилие и определенные трудности в весь процесс ловли, другими словами дорожка в последствии становится по-настоящему спортивным видом рыбалки, а самое главное — очень действенным в самых различных критериях. Обязательно попробуйте, и вы не пожалеете. Фортуны и трофейных уловов!