Ночной судак

Ночной судак. История одной точки.

В этой статье пойдет речь о ловле судака на спиннинг и на донку ночкой.

Если управляться спиннинговой терминологией, то река Тобол, протекающая с юга на север по местности Курганской областиотносится к рекам средней категории, другими словами местами можно перебросить приманку на обратный сберегал, а местами при наивысшем забросе чуть ли достанешь до середины. В Кургане есть дамба, которая остается неодолимым препятствием для поднимающейся ввысь по течению рыбы. Тут за последние годы появилось много судака.Вот выход из этого омута, сужение реки и каменистый перекат под автодорожным мостом. Перекат и само сужение реки образованы в конечном результате постройки моста. Ниже моста река вновь расширяется, перекат перебегает в каменистую косу вытянувшуюся по центру русла, а справа и слева от косы образовались омутки, либо, как их принято именовать, приямки с обраткой.

Ниже дамбы глубина реки составляла в среднем 1,5–2 м. Я методично продалбливал дно джигом, чтобы не пропустить ни 1-го увлекательного места. Вот 1-ый омуток с глубиной 4 м и сходу за свалом в него попались одна за другой две щучки по 300 г.

Уже по прошествии лета, практически перед ледоставом, я навестил этот омуток снова и изловил тут 300‑граммового окуня, скупо заглотившего 7‑сантиметровый виброхвост, так, что только джиг-головка торчала изо рта. Продолжаю разведку, далее — омут побольше с глубиной до 6 м, но тут ничего. Позже лицезрел, как из этого омута на донку рыболов вытаскивал леща примерно 2 кг, а когда опускал его в садок, там уже был солидный язь.

Эта склонная к миграциям рыба составила суровую конкурентнсть щуке, которой стало существенно меньше.Я сам до некого времени и не подразумевал, что можно удачно ловить судака в черте городка, пока не услышал от знакомых о случаях поимки судака на живцовую донку неподалеку от дамбы. Эта информация меня очень заинтриговала, и я поставил для себя цель: во что бы то ни стало поймать клыкастого.Для начала решил изучить рельеф дна на данном участке реки с целью отыскать подходящую для ловли на живцовую донку точку, для этого, вооружившись спиннингом, я начал проводить «разведывательные» мероприятия, соответственно поиски начал от дамбы и вниз по течению. 1-ые же забросы принесли итог в форме злого сторожа, который, угрожая штрафом, сказал, что рыбачить в районе 500 м от дамбы запрещено, потому омут у дамбы я сходу исключил и двинулся далее вниз по течению. На это место я естественно сходу положил глаз, в особенности когда увидел, сколько тут было уклейки, она тут просто кишела и на перекате под мостом, и ниже, и выше переката. Колебаний не было — судак тут должен быть, но тщательное прочесывание дна джигом ничего не принесло, не считая представления о рельефе. Глубина приямков составляла примерно 4 м, ниже по течению глубина реки была 2–2,5 м. Далее я не пошел, просто каменистая коса меня зацепила. Так завершился 1-ый весь день.

2-ой собственный выезд я решил предназначить вышеуказанной точке. И в виду пристрастия судака к ночному виду питания эту рыбалку начал с вечера, а не с утра, как в прошедший раз. К этому времени от знакомого поступила свежайшая информация о поимках судака на живцовую донку поздним вечерком, неподалеку от дамбы. На основании этого можно было представить, что судаки, обитающие в омуте у дамбы, вечерком сплавляются вниз по течению до каменистой косы, чтоб с пришествием ночи поживиться уклейкой. Еще засветло я прибыл на место, покидал джиг и вертушки — ни поклевки.

Потом я расположился под мостом рядом с опорой и стал ожидать пришествия ночи, время от времени забрасывая приманку и делая проводку. Оба судака были для меня рекордными. Ранее моим личным рекордом был судак 1 кг 200 г, пойманный джигом прошлой осенью. Нужно сказать, что в отличие от Оки и Волги судак весом за 1 кг, пойманный у нас в Тоболе, считается достойным трофеем. Еще мало посопротивлявшись отсутствию улова, я все таки сдался и поехал домой.

Впоследствии этой рыбалки навязывался последующий вывод: стайный судак это место не посещает, может, возникают тут единичные экземпляры, но на размеренный улов рассчитывать не стоит. Нужно обмолвиться, что это был мой 1-ый опыт ночной ловли на спиннинг, потому у меня все-же было колебание в корректности действий. Потому я все таки отважился еще на одну рыбалку, но с таким условием, что в сей раз я буду ловить к тому же на донки.

Исследовав много различной инфы о ловле судака ночкой, я избрал два метода ловли: 1-ый — донка на мертвую рыбку и 2-ой — спиннинг на поверхностный воблер. Итак, я опять прибыл на данную точку. Поймав подъемником несколько уклеек, я закинул в обратку ниже моста три донки. Уклейку насаживал на снасточку, состоящую из поводка и 2-ух тройников. Один тройник втыкал в хвост, 2-ой в бок и делал надрезы на боках уклейки. Об этом методе прочел в одной статье, в какой автор внушительно утверждал, что на мертвую рыбку судак клюет охотнее, чем на живца, при этом он описывал как раз ночную ловлю. К леске донок прикрепил колокольчики, а сам ушел под мост и расположился, как ранее, у опоры со спиннингом в руках.

Стемнело, зажглись фонари на мосту, освещая на берегу одинокие донки. Я же находился в тени под самым мостом, тут около опоры моста — единственное место, с которого можно сделать забросы вниз по течению. Вот уже практически полночь, и как в прошедший раз — всплеск, но сейчас он оказался не самый единственный, за ним последовали к тому же еще.

Место будто бы подменили, удары судака были ниже моста, на струе над каменистой косой, время от времени выше моста. Я таскаю воблер уже 10 минут впоследствии первого всплеска, забрасываю на струю и медлительно тяну к для себя, и вот 1-ая хватка практически у ног, подсечка — на долю секунды я ощутил тяжесть и потом сход, и воблер, отпружинив, пролетает рядом с ухом, ударяется в опору моста. Продолжаю забросы, и еще через 10 минут поклевка на границе струи и тихой воды. Рыба дико сопротивляется, это не судачок, снятый с бровки на джиг, который по сопоставлению со свечками щуки кажется таким размеренным, это разгневанный одичавший зверек, ночь — это его время, он тут правит бал. Судак тянул на 1,5 кг. Всплески длятся, но… колокольчик! Вытаскиваю донку — судачок 550 г на сто процентов заглотил 10‑сантиметровую уклейку.

Продолжаю рыбачить на спиннинг, всплески все пореже и вот закончились совершенно, поклевок нет. Решаю посидеть еще, вдруг будет 2-ой набег судачьей своры. Практически час тишины, и опять колокольчик, сейчас на донку попался судак на 2 кг. Еще 30 минут ожидания, и ухожу домой, на много больше поклевок не было.

Эта рыбалка из всех следующих в данной точке оказалась самой действенной. Особенные надежды были на фосфорный силикон, поверхностные воблеры и вертушки с фосфорными бусинками. Вот уже совершенно стемнело, приближалась полночь, я растерял всякую надежду и желал собираться домой, но в этот момент раздался звучный всплеск ниже моста, я успел узреть, как маленькая рыбешка полетела из воды в различные стороны, после чего последовали забросы приманок, но опять по нолям. Река меньше — и рыба меньше, средняя масса судака, попадающегося в Тоболе, на мой взор — 700 г. Впоследствии этой рыбалки я был в непередаваемом экстазе: сработали оба новых для меня метода ловли, да еще как — принесли рекордных судаков, а самое главное подтвердились мои гипотезы по поводу данной точки, я все-же вышел на след хищника.

Все следующие мои рыбалки в этом месте большие судаки не попадались, в главном это были экземпляры до 700 г. Рыбачить я начал в конце июня, а окончил посреди августа, вот под занавес рыбалок еще попался судак 1,4 кг на донку.

Нет смысла говорить про другие рыбалки, ну и методы ловли, использованные мной, очень тщательно расписаны во различных источниках. А я бы желал в этой статье показать, как аналитический подход к рыбалке может положительно воздействовать на ваш улов, ну либо по последней мере, сделать ее на много более рациональной.

Сейчас давайте начнем все поначалу и по порядку. Итак, как вы помните, дамба остается неодолимым препятствием для поднимающейся ввысь по течению рыбы, тут располагается глубочайший большой омут. На теоретическом уровне плотоядной рыбы тут должно быть сильно много. Большенному количеству хищника необходимо много еды, а в самом омуте ее возможно окажется недостаточно, что подтолкнет хищника к перемещениям по реке. Но это все теория, как дело обстоит на практике?

Что нам дано: вправду в омуте под дамбой много плотоядной рыбы (это подтверждается рассказами рыбаков, также рассказами подводных охотников); ниже по течению в районе автодорожного моста большущее скопление уклейки (это было установлено мной в процессе «разведки»); также из различных источников нам понятно, что на участке от дамбы до моста судак на спиннинг не попадается, по последней мере в светлое время 24 часа, но попадается вечерком на живцовые донки.

На основании вышеизложенного складывается версия: судаки могут сплавляться от дамбы к мосту, чтоб поживиться уклейкой. Осталось проверить версию, что я и сделал. Версия подтвердилась. На много более того, раскрылись еще вот какие достойные внимания факты: мой знакомый часто рыбачил с друзьями на живцовые донки на этом участке реки, и я попросил его засечь время поклевок. А потому что он с друзьями выставлял примерно 10 донок на протяженном участке берега, то в конечном результате удалось установить не только лишь время поклевок, да и направление передвижения судачьих свор. Поклевки у их происходили с 22.00 до 23.00. Поклевки были волнами, другими словами проходила судачья свора, атакуя неких живцов, потом затишье до прохождения новейшей своры. Итак вот во время таковой «волны» 1-ые поклевки закономерно случались на донки, стоящие выше по течению, другими словами судачьи своры вправду сплавлялись вниз от дамбы.

Ко мне же под мост судаки приплывали к 23.50. Всплески как правило начинались в 23.50 и заканчивались в 00.40, на тот же просвет времени приходился пик клева. По судаку можно было сверять часы. На каждой рыбалке я записывал время поклевок, в конечном результате образовалась некая статистика. Потом я забрасывал только одну донку, в главном поклевки на донку были пустые, но колокольчик гласил мне о присутствии судака. Бывало, еще как бы нет всплесков либо они уже закончились, но вот звякнет колокольчик, и я знал, что необходимо потаскать воблер. Владея такими познаниями, в предстоящем я приходил на точку к 23.00 и заканчивал рыбалку в 01.00, не растрачивая излишнего времени. Дно его было очень захламлено корягами, на которых болтались кусочки старенькых сетей, потому, утратив несколько приманок, я убрал спиннинг и расположился напротив свала в омут, закинул донки на свал и чуток выше и стал ожидать.1-ая поклевка на мертвую рыбку произошла в 22.10, потом еще одна через10 мин.

Когда своры судаков подходили к точке, 1-ые всплески как правило начинались на границе струи и обратки, как раз над каменистой косой, а потом происходили всюду: на струе и в обратке и даже под самым берегом; ниже и выше моста и под мостом. Но время от времени всплески начинались ниже моста, также бывало, что до начала всплесков звонил колокольчик на донке, заброшенной на 50 м ниже моста.

Эти факты подтолкнули меня к выдвижению новейшей версии, версии о том, что в данную точку не только лишь приплывают судаки, живущие в омуте у дамбы, да и судаки, обитающие в реке кое-где ниже моста, которые подымаются ввысь по течению поохотиться за уклейкой. И я решил провести дополнительные «разведывательные мероприятия» по проверке данной версии. Для этого я прибыл к мосту на несколько часов ранее, чем как правило, и, вооружившись спиннингом, двинулся от моста вниз по течению, продалбливая дно джигом. Глубина реки ниже моста на большенном протяжении была схожей — 2–2,5 метра. Но скоро я пришел к омуту. Это оказался большой и глубочайший омут. Поближе к августу время кормежки судака повсевременно изменялось, судаки появлялись на точке с каждым разом все ранее и ранее, так 1-ые всплески сначала августа начинались уже в 23.20, это было связано с на много более ранешным пришествием мглы.Казалось бы, что версия подтвердилась вполне, но это еще не все.

Обе оказались пустыми. Судак пробовал приманку на вкус, но не заглатывал и проходил далее ввысь по течению. Все было ясно: свора выходит на охоту и движется к каменистой косе под мостом. Недолго думая, я смотал снасти и пошел на свою точку, закинул донки с уклейкой, и 1-ая поклевка произошла в 23.20, потом еще поклевка, тоже пустая, и начались всплески. Таким макаром можно было прийти к выводу, что 1-ая судачья свора поднялась ввысь по реке из омута до моста за 1 час 10 минут, преодолев расстояние практически в 400 м.

В принципе, владея такими познаниями, в предстоящем можно было в определенный период времени ловить поднимающегося ввысь судака на донки на всем этом участке реки, а потом к началу всплесков передвигаться под мост и ловить там на воблер, но я все таки предпочитаю спиннинг. Все-же вот эта связь собственных манипуляций спиннинговой снастью и реакции рыбы на приманку приносит еще большее наслаждение, чем ловля на донки. К слову о реакции судаков на приманку, приведу некую статистику: при ловле на поверхностный воблер пустых поклевок было примерно 30 процентов. Что касается нрава поклевок, то часто судак перед цепкой лупит воблер закрытой пастью, а позже хватает воблер за бок либо за голову, и то не всей пастью, как бы прикусывает краем пасти — «пробует на клык». Если возьмем все действенные поклевки, то исключительно в 10 процентах случаев судаки скупо захватывали воблер всей пастью, так что один из тройников оказывался во рту, в других случаях тройник цеплялся снаружи за край рта либо за щеку.

В целом по участку реки складывалась такая картина. В районе каменистой косы под мостом повсевременно держались большие своры уклейки, облюбовавшие это место. Часто на ночное пиршество в эту точку приходили судачьи своры, а деньком судаки отсиживались в глубочайших холодных омутах, никак себя не проявляя, а в это время 10-ки рыбаков хлестали реку спиннингами, донками, плюс шумели купающиеся, видимо потому судак вел тут скрытный стиль жизни. Даже потом осенью я не один раз продалбливал джигом этот большой омут, тот что ниже моста, но ни 1-го судака не изловил. Были усмотрительные тычки, попадались щучки до полкило, но судака не было. Только в октябре, когда река уже практически опустела от посещающих ее людей, я случаем изловил тут большого судака.

В каждый раз безрезультативно продолбив джигом омут, выйдя на перекат, что ниже омута, я увидел всплески хищника у обратного берега, там в воде лежало несколько деревьев. В этом месте было сужение реки и можно было докинуть риппер на джиг-головке на тот сберегал к краю деревьев. Проводка в три оборота катушки, и потом выматываю приманку, перекат маленький 0,5 м, и приманка касается дна, хотя я наматываю стремительно, бац — удар среди реки, да нет, показалось? Для проверки делаю заброс в этот район и провожу на снос с касанием дна — удар, и посиживает — каждый личный рекорд на спиннинг — судак 1,75 кг. Позже еще щучку с того берега достал.

Но вернемся к рассказу про уловистую точку. К середине августа всплесков стало все в меньшей и меньшей степени, уклейка стала куда-то исчезать. Стали случаться рыбалки и без улова, хотя поклевки были постоянно. В августе действенными рыбалки были в в особенности светлые лунные ночи, в облачную погоду судаков на точку подтягивалось сильно мало, иногда не было даже всплесков, только колокольчик информировал меня об их присутствии, да и то это были пустые усмотрительные поклевки.

Не дожидаясь полного окончания клева, я закончил выезды на рыбалку в это место. Продолжать ловлю было уже не очень любопытно, потому что все версии были отработаны и доказаны, личные рекорды установлены, новые методы ловли удачно освоены, ну и скажу я для вас, что сама ловля не была таковой уж комфортабельной. Не считая злых комаров и мошек, чего я только не натерпелся за весь период рыбалки под мостом: неизменная бомбардировка пивными бутылками, так что небезопасно было выходить в район донок (это ж кайф, наверняка, — кинуть с моста бутылку в мглу); спасение летучей мыши, запутавшейся в корзинке (а еще владеет природным локаторным устройством); опьяненные звучные компании на обратном берегу со стороны городка (при этом если есть у их с собой фонарик, то нужно непременно светить мне в глаза).

На много больше я ночной рыбалкой не занимался, тем паче в черте городка. На данный момент люблю рыбачить там, где ни души. Уезжаю подальше от городка, поспиннингую в свое наслаждение, погуляю по берегу Тобола. Хотя если найду где-нибудь подходящую песчаную косу либо перекат, куда ночкой наведываются судачки, то обязательно вспомню прошедшее.